ЖурналWINDSROCKподружился с Маргаритой Пушкиной. По этому поводу мы решили поближе с ней познакомиться и взять большое интервью.
WINDSROCK: Маргарита, какое у вас самое яркое воспоминание из детства? Были ли яркие события, повлиявшие на ваше развитие в мире рок`н`ролла в будущем?
МАРГАРИТА ПУШКИНА:Воспоминаний из детства великое множество, и все они яркие, фосфоресцирующие. Какое-либо одно воспоминание выделить невозможно. Это и необычайной красоты бабочки, которыми некогда были полны подмосковные леса, сидящие на белых стволах огромных берез, и воздушность осеннего парка Сокольники до той эпохи, когда вокруг выросли унылые городские дома, это свинцовая гладь зимнего Рижского залива и летние бури, запах моря – водорослей и сосен -, узкие улочки средневековой Риги и первый в жизни органный концерт в Домском соборе… Это Будапешт с великолепной площадью Королей, открытой всем ветрам, и парад военных самолетов в небе надглавной площадью венгерской столицы, мы стоим на невысокой трибуне, рядом со мной отец, который помогал возрождать венгерскую авиацию после путча 1956 года. Именно в Будапеште я впервые услышала «Битлз» и «Роллинг Стоунз», побывала на первом в своей жизни рок-концерте с участием Стива Уинвуда… А еще до этого именно там я впервые услышала роллинговскую песню“Satisfaction» в исполнении заезжего французского певца Орландо. Кажется, он был братом певицы Далиды, но я могу ошибаться… Видимо, тогда и попала в мой организм бацилла рок-н-ролла.
WINDSROCK: Как вы пришли к созданию альманаха Zabriski rider?
МАРГАРИТА ПУШКИНА: Первоначально журнал назывался «Забриски Пойнт», так же, как и культовый фильм режиссера Антониони. Мы с друзьями просто решили вспомнить славные времена flower power, хип-революции и поделиться с новым поколением своими знаниями об истинных хиппи, original hippies. Сначала думали, что выпустим один номер и забудем эту историю. Но за первым журналом последовал еще один, на этот раз мы назвали его “Easy Rider» - «Беспечный ездок» в память об еще одном культовом кинофильме… В журналах было все – быт хиппи, мода, музыка-музыка-музыка, словарь хиппового слэнга, любопытные статьи об экспериментальных театрах (например, о Ежи Гротовском), о кинематографе. Третий номер вышел под названием “Забриски Rider». Это название мы и оставили. Создали свою мифологию – Забриски это такая фантастическая Пустыня, где живут люди-забриски, есть свои жрецы, ящерки и т.д. и т.п. Лозунг такого братства: «Забриски всех стран, объединяйтесь!» На страницах нашего журнала встречаются хиппи, панки, готы, эмо, скинхеды, растаманы… Никаких ограничений. Люди пишут живым, образным языком, делятся соображениями по поводу происходящего сегодня, присылают рассказы, стихи, интересные фотографии… Два автора, которые начинали у нас с миниатюр, теперь уже выпустили по несколько собственных книг, пишут статьи в солидных изданиях. «Забриски» как бы дали им путевку в жизнь. Издаем мы журнал на собственные деньги, спонсоров у нас нет, никто не диктует нам, что писать, а что запрещать… Независимое (в прямом смысле) контркультурное издание.
WINDSROCK: Какие сложности и препятствия встречались на вашем пути? (самые значимые и с примерами).
МАРГАРИТА ПУШКИНА: Самая большая сложность в жизни – сдача экзамена по истории испанского языка. Шутка. Если серьезно – самым сложным периодомбыли те дни, когда мы с сестрами спасали больных пожилых родителей, боролись за каждый день их жизни и столкнулись со всеми «прелестями» отношения кобычным людям со стороны системы здравоохранения и «замечательного нового общества».
В работе же препятствия встречаются на каждом шагу – то отсутствие издателя, то непонимание между мной и музыкантами, то невозможность выйти со своими произведениями в радиоэфир из-за «неформатности» сочиненного, то постоянное столкновение с навязываемой всеми средствами упрощенности понимания и восприятия произведений… Перечислять можно долго.
WINDSROCK: Что для вас наше время сегодня? И каким вы видите мир через 10-20 лет?
МАРГАРИТА ПУШКИНА: Если раньше относительно времени можно было сказать «смутное время», то сейчас для меня оно не «смутное», а «мутное». «Мутное время дилетантов». Можно бросать красивые лозунги и упиваться восхвалением сегодняшнего дня, я этого делать не буду. Реальность кусается, и здорово кусается, рожденным 16 лет назад гораздо легче, комфортнее жить в обществе «карикатурного» капитализма, чем нам. Они сами уже стали действующими персонажами этого мультипликационного фильма-ужастика, с гламурными ценностями, поп-кормом и прочими атрибутами массовой культуры самой низкой пробы. О политиках я не говорю – им удобнее бороться с готами и эмо, чем решать действительно животрепещущие проблемы нашего общества.
Какой будет мир через 10-20 лет? Дряхлеющая Европа, лишенная каких-либо новых идей, заполненная выходцами из стран Востока, все та же Америка, изображающая из себя Верховного Судью и Дрессировщицу всех прочих… Всеобщая глобализация, стирание не толькоусловности границ – кризис национальных культур. Если, конечно, не случится потопа, о котором говорил Мишель Нострадамус. О Россиираспространяться не буду… Вижу ее в будущем как тоталитарное государство. Потеря светскости гарантирована.
WINDSROCK: Интересен ли вам шоу-бизнес? Ваши мысли о нем? "Съест" ли всех его машина?
МАРГАРИТА ПУШКИНА: Сплошное шоу… Причем одних и тех же масок. Интересно наблюдать за повышением градуса бессовестности в местном шоу-бизнесе и за расцветом семейных кланов. Кто к нему близко подходил, тех он давно сожрал -особенно в духовном плане.
WINDSROCK: Выдающиеся люди современной музыки. Есть ли те, кто за последние годы действительно потряс талантами и гениальностью? И что для вас гениальность?
МАРГАРИТА ПУШКИНА: Вопрос об определении гениальности следует адресовать философам, социологам и научной общественности, например, Международной академии Гениальности. Над этим определением бились и будут биться, но к согласию никогда не придут. Изобретатель Эдисон считал, что гениальность – это один процент терпения и 99 процентов потения. Гете говорил, что отличительная черта гениальности – умение духа распознать то, что ему на пользу. Мне очень нравится определение, данное Иммануилом Кантом: «Гений – это талант изобретения того, чему нельзя научить или научиться»… Интересно на эту тему рассуждает И. Ильин, но не будем увлекаться цитированием великих, деливших гениальность на истинную и искусственную. Я бы остановилась на определении, приведенном в Оксфордском словаре: « Гений – это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия».
Возможно, к гениям относится господин Башмет, господин Ростропович, композиторы Шнитке, Свиридов,Бриттен, Пендерецкий… Но в прошлые века, кажется, их было больше… Не помню кто сказал: «Кого не забудут через 120 лет – талант, кого не забудут через 1200 лет – гений»… К тому же атмосфера того или иного времени часто способствует ниспровержению гениев. Когда-то в рок-музыке Джимми Хендрикс считался гением гитары, сейчас многие говорят о том, что он – весьма посредственный гитарист, грязно играющий и не умеющий петь.
За последние годы никаких потрясений в области рок-музыки не было. Похоже, что на данный момент все лучшее и гениальное уже нам показали.
Кстати, знаете, что такое проблеск гениальности? Это миг осознания своей бездарности… (Станислав Ежи Ленц)
WINDSROCK: Космос. Это безумие, но мне кажется, что я там живу. Что для вас космос? Есть ли там то, что искали на протяжении долгих лет?
МАРГАРИТА ПУШКИНА: Если учитывать, что Земля – частица Вселенной, то, конечно же, мы все живем в космосе. Для меня, как для К.Циолковского, космос – поле деятельности человека… А еще я не забываю, что мое существо – иное мироздание в миниатюре, и во мне самой есть солнце, луна, звезды, черные дыры и т.д. Главное, что душа моя – из звезд. Приятно ощущать себя крохотной моделью Вселенной.
На протяжении долгих лет я, маленькая Вселенная, ищу себя в бесконечности Вселенной главной.
WINDSROCK: Что есть истинное творчество?
МАРГАРИТА ПУШКИНА: Честно говоря, не знаю, ибо не ведаю, что есть Истина.
WINDSROCK: Есть ли будущее у рока? Вернется ли к нам его протестная форма? Или нашим музыкантам остается всю жизнь играть фирменную музыку и петь об относительно спокойной жизни?
МАРГАРИТА ПУШКИНА: Рок существует – у него есть прошлое, настоящее, будущее (может, не блестящее, но все-таки). Протестная форма никуда не уходила, просто она не в «формате». Многие бывшие «бунтари» прекрасно себя чувствуют во всяких коммерческих структурах, обласканы властями. Их протест благополучно закончился. Иногда их тянет на старое, споют что-то невнятное о «революции» и опять на Канары. Но не стоит забывать обальтернативных молодых командах, панках, рэперских (скажем так - «самодеятельных») группах, которые режут правду-матку в глаза. Кстати, отмечу, что из «старичков» отлично слушается сегодня Константин Кинчев…
WINDSROCK: И последний вопрос. Как вы относитесь.... к зеркалам? (потом объясню, почему я задала этот вопрос).
МАРГАРИТА ПУШКИНА: К зеркалам отношусь с большим почтением и опаской. Шутки с этой магической вещью плохи… Верю в то, что в зеркале может быть заключена чья-нибудь душа, и в то, что у Мишеля Нострадамуса была странная волшебная машина, снабженная системой зеркал, показывающих будущее. Никогда бы не стала гадать при свечах у зеркал – нервная система не та. В сумерках стараюсь не заглядывать в их глубины. Вдруг действительно это дверь в тот, другой мир, в котором меня пока не ждут?
Подготовила Виктория Нетак01.08.2008
Досье WINDSROCK
МАРГАРИТА ПУШКИНА
Образование — высшее, преподаватель испанского и английского языков. Первый
песенный текст был написан в 1970 году, и появилась песня Александра Кутикова
«Каждому из нас когда-то надо выловить по солнцу из воды». В 1976
Кутиков привел Маргариту Пушкину в группу «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО». С этого
момента начинается сотрудничество Пушкиной с рок-музыкантами. Поэтесса
отдает предпочтение «тяжелой» музыке.
Маргарита Пушкина сотрудничает с группами: «КИПЕЛОВ», CATHARSIS,
«КУРАЖ», «ЛИГА БЛЮЗА», «КРЕМАТОРИЙ», «НОВЫЙ ЗАВЕТ», «РАУНД»; с
композиторами — А. Градским, А. Кутиковым, К. Кельми, А. Максимовым,
Л. Величковским, П. Подгородецким и др.; исполнителями — И. Броневицкой, М.
Хлебниковой, О. Дзусовой, О. Кормухиной, А. Барыкиным, А. Кальяновым,
Азизой и др.. Автор рок-оперы «Стадион» (либретто и стихи написаны совместно с
А. Градским, музыка А. Градского); песни-гимна Замыкая круг (музыка К.
Кельми); пяти сольных альбомов с группой «АРИЯ» и множества других песен
этой группы; альбома певицы Ольги Дзусовой «Тайный Париж». Песня на стихи
Пушкиной в исполнении группы «АВТОГРАФ» на рок-фестивале «Весенние ритмы»
в Тбилиси (1980) заняла второе место. В 1987 на Международном фестивале в
Сопоте песня Step by step (музыка А. Ситковецкого, английский текст М.
Пушкиной) в исполнении группы «АВТОГРАФ» получает вторую премию.
Маргарита - автор сольного альбома
«Отлетались» в содружестве Геннадием Матвеевым. Ее проект «Династия
Посвященных» - новый альбом – «Дети Савонаролы» с композитором С. Скрипниковым.
Этапными фактами в своей творческой жизни считает знакомство с музыкантом Александром
Градским (исполнение им любимой песни Пушкиной The House of The Rising Sun
окончательно определило ее рок-ориентацию) и сотрудничество с группой «АРИЯ».
Совместно с А. Градским и Виктором Яковлевичем Векштейном Пушкина была организатором
фестивалей в Москве: Рок-панорамы 1986 (16 групп, 3 сольных исполнителя, ЦДТ);
Рок-панорамы 1987 (49 групп). Автор сборника стихов «Заживо погребенная в
роке»; автор статей в журналах «Ом», «Рокада». Создатель альманаха «Забриски
Rider»; сотрудничает с газетой «Московский комсомолец». Книги Маргариты
Пушкиной: «Слезай с моего облака!», «Ария Маргариты», «Легенда о динозавре»
(всоавторстве с Виктором Троегубовым и
Диланом Троем), «Династия посвященных» (сборник текстов и стихов), стихи в
книгах серии «Поэты русского рока».